ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ЖУРНАЛА

Результаты научной работы автора при необходимости подтверждаются иллюстрациями, которые являются частью исследования и используются для более точного и образного представления информации. Иллюстрации способствуют формированию у читателя конкретных представлений о предмете (результате) научного исследования.

Иллюстрации могут быть приведены в качестве цитирования информации из другого источника, а также могут быть созданы автором. Иллюстрации из других источников в качестве цитирования используются при необходимости подтверждения изложения или дополнения основного смысла авторского повествования.

Все иллюстрации, использованные в журнале в качестве цитирования, публикуются  в научных, полемических, критических, информационных, учебных целях, в целях раскрытия творческого замысла автора, с обязательным указанием имен авторов изображений и источников заимствования изображений, в объеме, оправданном целью цитирования.

Иллюстрациями могут считаться:

  1. Изобразительные материалы, в т. ч.: портреты, произведения изоискусства, документальные фотографии, рукописные документы, страницы и внешний вид изданий и т. п.
  2. Схемы 
  3. Диаграммы
  4. Таблицы
  5. Ноты
  6. Текстовые выноски

Иллюстрации могут быть присланы автором или подобраны редактором, а тажке на основании рекомендаций редактора подобраны автором.

При подборе иллюстраций рекомендуется использовать фонды Российской государственной библиотеки, с указанием места хранения. 

Для оформления теоретических статей могут использоваться наиболее яркие смысловые высказывания (10—16 слов для оформления выноски).

Требования к качеству иллюстраций

Иллюстративный материал и инфографика должны быть адаптированы для черно-белой печати высокого качества.

Изобразительные материалы предоставляются в электронной форме отдельными файлами через систему электронной редакции как дополнительные материалы в форматах TIFF/JPG разрешением не менее 300 dpi, количество точек по меньшей стороне должно быть не менее 969 pt (в соответствии с шириной колонки).

В случае необходимости проиллюстрировать статью скриншотом, предоставляется файл скриншота, сопровождаемый сведениями о веб-адресе страницы. Если для иллюстрирования статьи необходимо детализированное представление о содержании страницы экрана, необходимо создавать скриншот из нескольких файлов, чтобы добиться максимального размера исходного файла. 

Таблицы, схемы, диаграммы и графики предоставляются в файле в формате Microsoft Word или Microsoft Excel, включающем исходные данные, в котором возможно редактирование графических материалов. При построении диаграмм должны использоваться следующие параметры:

  • Цветовая схема — оттенки серого (в меню «Конструктор» -> «Изменить цвета» ->  «Монохромные» — вариант 3 или 7). При печати журнала используются 2 цвета (красный Panton 506C). Если Вы хотите использовать в диаграммах акцентный цвет, просим сообщить об этом в сопроводительном письме редактору. В таком случае просим предоставить Ваш вариант диаграммы в двух вариантах — оттенках серого и с использованием второго цвета (в редактируемом формате).
  • Диаграмма должна быть на прозрачном фоне, без границ (настраивается в меню «Формат области диаграммы»).
  • В соответствии со стилем журнала, в диаграммах используется шрифт Octava (если у Вас не установлен такой шрифт, можете использовать любой другой, но диаграмма должна быть редактируемой, чтобы при верстке можно было произвести необходимые изменения).
  • В линейчатых диаграммах или гистограммах:
    • при сравнении по одному показателю (в один цвет) «Перекрытие рядов»: -5%, «Боковой зазор»: 50%;
    • при сравнении по одному показателю (в несколько цвет) «Перекрытие рядов»: -15%, «Боковой зазор»: 150%;
    • при сравнении по нескольким показателям «Перекрытие рядов»: 0%, «Боковой зазор»: 50%.
  • В круговых диаграммах для отделения сегментов используется оформление границы белым цветом («Формат точки данных» -> «Параметры ряда» -> «Граница» -> «Сплошная линия» ->  «Цвет»: белый -> «Ширина»: 1,5 пт).
  • При использовании в статье нескольких диаграмм со сходными данными размер диаграмм должен быть одинаковым (соотносим) в соответствии с общей единицей измерения (одинаковые расстояния между делениями на оси координат).

Схемы присылаются в графическом формате (по возможности редактируемом), все текстовые блоки, используемые в схеме, направляются в отдельном дополнительном файле Word без форматирования (только текст).

Подрисуночные подписи

Все иллюстрации должны сопровождаться подрисуночными подписями, оформленными в соответствии с рекомендациями Справочника издателя и автора (А. Мильчин, Л.Чельцова). Элементы подписи должны соответствовать  рекомендациям для научных изданий.

Иллюстрации, как и текстовые цитаты в статье, должны сопровождаться информацией об источнике заимствования (цитирования). 

При подготовке подрисуночных подписей для произведения изоискусства в состав наиболее полной подписи входят следующие элементы:

1) инициалы или полное имя и фамилия художника;
2) название произведения;
3) год его создания;
4) техника, материал;
5) размер, см (высота × ширина);
6) инвентарный номер в хранилище;
7) название хранилища (музей, собрание), его местонахождение;
8) надписи и подписи на произведении;
9) комментарии к произведению, если нет возможности или необходимости поместить их  в основном тексте.

Напр.:
Д.Г. Левицкий
Портрет великой княгини Екатерины Павловны в детстве
1790-е гг. Масло, холст. 60 × 49,2. Инв. № 1994-111.
Русский музей, Санкт-Петербург
Источник: (ссылка на интернет-ресурс или издание, где опубликована репродукция)

Репродукция произведения искусства в качестве документальной иллюстрации
Подпись к такой иллюстрации отличается от подписи к аналогичной репродукции в изданиях по изоискусству главным образом тем, что упор делается на тему изображения, а фамилия художника отодвигается на второй план.

Состав и последовательность элементов подписи:

1) тема изображения; 
2) жанр; 
3) художник; 
4) техника; 
5) дата и место создания; 
6) место хранения оригинала и местонахождение хранилища; 
7) надписи и подписи на оригинале. 

Напр.:
Дочери Ф.И. Тютчева
Слева направо: Анна, Дарья, Екатерина
Рисунок А. Саломе. 1843, Мюнхен

Музей-усадьба «Мураново» им. Ф.И. Тютчева
Слева подпись художника: «A. Salome fec[it] 1843»
Источник: (ссылка на интернет-ресурс или издание, где опубликована репродукция)

Документальная фотография

Элементы подписи следуют обычно в таком порядке:

1) тема (объект фотоснимка); 
2) вид изображения (слово фотография или цветная фотография); 
3) имя (инициалы) и фамилия фотографа; 
4) дата фотоснимка; 
5) место съемки; 
6) место хранения оригинала (название хранилища и его местонахождение); 
7) инвентарный номер оригинала в хранилище; 
8) тексты рукописных надписей на лицевой и (или) оборотной стороне изображения, трудночитаемые печатные тексты на языке издания, печатные тексты в переводе на язык издания, если они не вошли в тему; 
9) комментарий к иллюстрации, который почему-либо нельзя включить в осн. текст.

Напр.:
В.А. Жуковский
Фотография К. Шульца. 1840-е годы, Дерпт
Институт русской литературы РАН, Санкт-Петербург
Внизу автограф поэта: «Поэзия есть Бог в святых местах Земли. Жуковский»
Источник: (ссылка на интернет-ресурс или издание, где опубликована репродукция)

Е.А. Денисьева
Фотография Б. Веля. [1862], Лейпциг. Переснимок К. Бергамаско
Институт русской литературы РАН, Санкт-Петербург
В музее-усадьбе «Мураново» им. Ф.И. Тютчева хранится фотоувеличение
фрагмента фотографии Веля, выполненное в ателье Жемара и Фера (Ницца)
Источник: (ссылка на интернет-ресурс или издание, где опубликована репродукция)

При воспроизведении рукописных документов (записки, письма и т. д.), а также страниц и внешнего вида изданий указывать вид изображения (фотография) нет необходимости.
При воспроизведении титульных листов, обложек, переплетов с ясно читаемыми на репродукции текстами на языке издания нет необходимости повторять эти тексты в подписи. 

Напр.:
Титульный лист второго, дополненного издания книги
(В приведенном примере на репродукции все тексты, даже выходные данные, легко читаются. Некоторое затруднение может вызвать лишь текст «Издание второе, дополненное», который и вошел в исправленную подпись.)

 

При подборе иллюстраций необходимо принимать во внимание, что при вёрстке статьи может возникнуть ситуация, при которой не весь выбранный  иллюстративный материал будет использован, или может возникнуть необходимость размещения дополнительного иллюстративного материала.

В связи с этим желательно заранее подобрать дополнительные иллюстрации, при этом в тексте подрисуночных подписей выделить подчёркиванием слова Рис. №___  те изображения, которые по авторскому замыслу желательно использовать в вёрстке.